Детское коллективное пение

 

Скачать Размер:1.1 Мб

Детское коллективное пение в стратегии формирования коллективного одухотворённого чувства(коллективной души) и сознания*

Середина 90-х годов. Расцвет рок культуры. Время выпускных балов для окончивших среднюю школу. Навстречу мне по Сергиев Посаду двигалась группа молодых людей с приподнято-звонким настроением. Подойдя ближе, я понял: все они выпускники школы. И как бывает в минуты предчувствия скорого и долгого расставания – у друзей возникает какой-то внутренний позыв к душевному единению. Только этим я объясняю их внезапный порыв к совместному пению. Но когда до моего слуха донеслись первые звуки их «народного фольклора» мое первое ощущение можно сравнить с тем, когда внезапно услышишь скрежет, распространяющийся от острого металлического резца, двигающегося по поверхности стекла. От этого звука внутри у меня что-то сжалось, напряглось и похолодело. Подобной какофонии и диссонанса я никогда еще не слышал. Вначале я, было, подумал, что ребята нарочно уродуют, так сказать «балуются» с гармоничностью строя. И когда они закончили свой вокально-какофонический «скрежет», я подошел к ним и спросил: «Ребята! Это важно! Прошу вас, еще что-нибудь спойте мне». Ребята вновь запели. И вновь та же многоголосая какофония вырвалась в пространство, продолжая терзать мою душу. Когда же они кончили свое, так называемое пение, я спросил: «Ребята, скажите, пожалуйста, вам самим нравится, как вы поете? Только ответьте честно. Еще раз повторяю, это важно». Они хором весело ответили: «Да! Очень нравится».

И только тогда я понял: трагедия, которую замечают и о которой знают –

– есть трагедия, но трагедия, которую не замечают и о которой не знают – катастрофа. Как профессиональный (в прошлом) музыкант, я давно осознал, ничто так духовно не объединяет людей как прочувствованное коллективное пение. Сколько сказано и написано о духовной целительной силе пения в тяжелые моменты жизни. Песня всегда звала и вдохновляла к жизни, к любви, к труду и к борьбе во все времена и эпохи.

 

Но, пожалуй, самым важным началом коллективного пения является особое ощущение над индивидуального коллективного чувственного. Это особое ощущение высвобождения и возвышения чувства в коллективной, духовной выси. Это ощущения особой духовной свободы.

Позже такое коллективное чувственное я назвал коллективной душой (сверхсознательным). И всё это вдруг распалось?! Я ужаснулся. В моем

воображении вдруг предстали подлинные масштабы уже свершившейся духовной трагедии. И это в духовном сердце России – Сергиевом Посаде.

 

* В.Ф.Базарный . «Народное образование», 2002, №9

 

С тех пор прошли годы, но вновь и вновь озвученная «скрежетом» память моего чувства возвращает меня к той какофонии, на которую так долго и упорно настраивали мир чувств подрастающего поколения и семья, и детские сады, и конечно, такое уродливое дитя научно-технического так называемого прогресса, как современная школа, с её бесчувственной информационно-ориентированной инструктивно-программирующей дидактикой.

Рядом с этой какофонией в памяти моего раннего детства всегда звучит великой гармонией тот хор, те песни, которые пели раньше в деревнях Украины женщины – девчата. Соберутся, бывало, они вечером, после тяжелого изнурительного крестьянского труда, где-нибудь в саду и затянут хором такую сладостно-щемящую мелодию. И обязательно – удивительное многоголосие и чувственно-эмоциональная слаженность - гармония. Сижу, бывало, под кустом, и сердце замирает от такого сладостного сопереживания.

И в такие минуты возникает такое ощущение, словно большая стая по движению волшебной палочки вдруг сливается в единый парящий над пространством полет. И все в этом полете всё синхронно, всё слитно, всё гармонично. Только иногда вдруг взовьется вожак ввысь над стаей. И подав пример красоты свободного полета, вновь возвращается, чтобы слиться в едином ритме взмахов чувств. И никакого тебе специального музыкального образования, никаких особых занятий по вербальному «анатомированию» песни на «соленую» ноту «соль», на «пугающую» ноту «фа», на «сюсюкающие» ноты «ля» и «си» и т.д.

Народ всегда пел потому, что пение было естественным содержанием его внутренней природы, было его внутренней потребностью. Народ пел, потому что не петь не мог. Так сообразно своей природе веками жил, трудился, страдал и боролся богоугодный род человеческий. И всегда – в ореоле духовной коллективной песни.

Народ всегда в любую годину пел, не отдавая себе отчет, что он тем самым творит великое богоугодное дело, соединяет эгоцентрическое чувственно-разрозненное в коллективную чувственную гармонию, удерживая себя в пространстве особой душевно-духовной коллективной выси – первичной матричной основы для строительства (стандартизации) индивидуальной чувствительности.

И как показывает жизнь, народ, воспитанный на одухотворенной песне, - благороден и велик. Эти размышления постепенно привели меня к следующей первичной научной гипотезе.

Человек, в конечном счете, стал человеком, благодаря возникновению в недрах разобщенного хаоса индивидуальных чувственных аффектов особого единящего и возвышающего интегрированного чувственно-звукового пространства. Это единящее нас чувственно-звуковое пространство стало своеобразным межличностным чувственно-эмоциональным модулем-синтезатором. И таким коллективным камертоном, настраивающим разновекторный чувственно-индивидуальный мир каждого в единое коллективно-звучащее пространство всегда выступало народное коллективное пение.

Отсюда народное коллективное пение несет в себе не столько художественно-эстетические начала, является не только шоу-фактором «веселого» времяпрепровождение, сколько фундаментальной генетической категорией человеческой чувствительности, категорией, определяющей человеческую суть в человеке, а в итоге «краеугольным камнем» генетики человеческого духа.

Отрадно, что наш современник, выдающийся специалист в области квантовой генетики П. П. Гаряев раскрыл глубину данного положения в своем фундаментальном труде «Лингвистико - волновой геном. Теория и практика» (Киев. 2009). Я убежден: генетика человеческой сути в человеке не в генах. Она в межиндивидуальном коллективно - интегрированном волновом геноме. Это генетика духа ощущения бесконечности, вечности и цельности мироздания. Это генетика личной «встроенности» и сопричастности к данным духовным измерениям мира. И только стандартизация взаимного коллективного чувственного явилась основой для формирования единого духовно-семантического пространства. Оно есть матрица для стандартизации чувственного отклика каждого в ответ на кодирующие сигналы жестов и слова.

Следовательно, сознание каждого строится на основе коллективно-чувственной матрицы. Мера коллективного сознания – это мера стандартизации чувственного отклика всех в ответ на условный сигнал-посылку каждого. С этих позиций стандартизация коллективной чувствительности несет в себе нравственный аспект, т.к. несет в себе биогенетическую основу выживания и возвышения рода человеческого. С этих позиций коллективная нравственность – это краеугольный камень строительства человеческой сути в человеке – его коллективного нравственного сознания.

Эти мысли я как-то высказал учителю, великому ученому, нашему современнику ак. В. И. Казначееву и получил поддержку. И от этого сознания мне стало еще более жутко. Жутко от ощущения глубины расколов, которые мы рукотворно сотворили в том общественном, коллективно звучащем пространстве, в которой человек буквально по крупицам собирал и конструировал свою коллективную гармонию и, как следствие, духовное возвышение.

А ведь еще недавно, в 70-80е годы ХХ века, велись жаркие дискуссии о влиянии на молодежь рок-музыки. Сегодня же эта тема вроде бы устарела. В то же время именно сегодня явственно возникают контуры отдаленных последствий воздействия музыки на душевный (чувственный) и духовный (психический) лик сменяющих друг друга поколений молодежи. И поднимать эту непростую тему целесообразно при непременном условии: соизмеряя происходящие сдвиги в духовной сфере людей с «матричной» шкалой истин и ценностей. Во все времена такой наивысшей ценностью был ребенок, его право на полноценное нравственное, психическое и телесное развитие (совершенствование) и здоровье.

Уже в 70-80е годы было накоплено достаточно научных данных, указывающих, что рок-музыка деструктивно влияет на духовный и физиологический мир ребенка. Специальные исследования, выполненные в Америке и Канаде, вскрыли, что в причине нарастающей волны самоубийств среди молодежи прослеживается единый, постоянный действующий фактор – рок-н-ролл!

Уже в те годы были выполнены специальные исследования НИИ гигиены имени Эрисмана, вскрывшие следующее: при допустимом уровне звука для подростков 65 дб, грохот рок музыки повсеместно оказывался выше 100, а нередко доходил и до 118 дб. И это означало, что за 5-7 минут рок-музыка обрушивает на неокрепшую психическую сферу детей такое же количество грохота, какое получает рабочий в заводском цехе за всю рабочую смену. А в итоге – систематические сенсорные стрессы (травмы), разрушающие чувственную, психическую, эндокринную, а через нее – генетическую основу человека.

В свое время в Швейцарии провели такой эксперимент: на некоторое время было запрещено движение тяжелого транспорта по улицам городов. При этом психическое самочувствие учащихся настолько улучшилось, что кривая их успеваемости сразу же пошла вверх.

В 80-е годы комиссия по делам подростков штата Калифорния, изучив влияние рок музыки на психическое здоровье, сделала однозначный вывод: «подобная псевдо музыка оказывает пагубное воздействие на психику несовершеннолетних, ввергает их в состояние депрессии» («МК», от 19.06.1986).

Уже в те годы наука установила: рок музыка провоцирует беспамятство, тупую агрессию, выводит на поверхность душевной жизни животные инстинкты. Вот тому пример: «14-летняя девочка из Калифорнии стала убийцей собственной матери. Она нанесла ей несколько ножевых ран. На суде было установлено, что в момент преступления девочка находилась в состоянии сильного нервного возбуждения от прослушанной музыки в стиле «тяжелый рок». («КП» от 03.01.1986). И вывод американских медиков в этом плане абсолютно однозначен: «Рок не является безобидным времяпрепровождением, это – наркотик более смертельный, чем героин, отравляющий жизнь нашей молодежи…»

Казалось бы, прочитав все это – родители должны побежать на дискотеки и спасать своих детей. Однако этого не происходит. А рок музыка агрессивно и наступательно из года в год затягивает молодежь в свое болото, наркотизирующее и деформирующее юные души.

Известно, что 70-80-е годы – время активной пропаганды и активного «привития» рок музыки в нашей стране. И в том, что в эти экономически и социально спокойные годы произошел катастрофический рост психических нарушений среди призывников (в 12 раз) есть и особый «вклад» рок-музыки.

Проведенные под моим руководством исследования подтверждают выводы американских ученых. В частности, исследования помогли раскрыть нейрофизиологический эквивалент явления, о котором известный юморист М.Задорнов говорит как о синдроме «залипания» мозговых извилин. Установлено, что после активного прослушивания рок музыки на электромиограммах и электроэнцефалограммах наблюдается увеличение спаек (шумов). Они отражают возрастание судорожности и хаоса в сенсорно-моторных информационных каналах. Судорожности, характерной для самых примитивных уровней построения чувственно-моторных программ по принципу «все, либо ничего». Это открытие означает: рок музыка провоцирует процессы, которые закрепощают раскрытие нейромоторных и психомоторных (духовно-психических) программ, трансформируя «животворящую» волну в импульсивно – реактивные спайки. А это, в свою очередь, ведёт к формированию такой популяционной трагедии современных детей как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), а по сути, к низшей импульсивно – судорожной чувственно – моторной реактивности.

Установлено: прослушивание рок музыки в раннем возрасте приводит к её глубокому запечатлению и, как следствие, к наркотической зависимости, к возрастающей потребности в новых и новых «дозах» рок озвучивания. Мы установили, что на фоне привыкания к рок-музыке у детей резко меняется духовное воззрение на мир: сужается чувство времени и пространства, угасает чувство прогноза. Дети постепенно попадают в некое отрешенное от жизни, искривленное пространство распадающихся образов и форм. В рисунках детей начинают доминировать искаженная перспектива, деформированные, распадающиеся на острые углы и осколки образы. Краски мира тускнеют, нарастает чувство тревоги и одиночества. Вместо чувства умиротворения в их рисунках проступает агрессия, злоба, насилие. Приведу несколько типичных ответов молодых людей на вопрос, заданный после посещения дискотек: «Какие новые для тебя ощущения появились после дискотеки?»:

В. 16 лет: «Внутри меня появляется неподвластная мне сила, толкающая на неосознанные действия».

К. 15 лет: «Хочется взять кувалду и разбить все вдребезги».

Л. 14 лет: «Ощущаю весь мир чуждым и враждебным мне».

Н. 13 лет: «Я ощущаю, что динозавры становятся мне ближе, чем люди».

Необходимо подчеркнуть, что мрачный, агрессивно-«рваный» мир в сознании детей сохраняется многие годы.

Неожиданно нами вскрыт и такой аффект: после концертов рок музыки у 23 молодых людей ослабевал порог неприятного ощущения скрежета металлом по стеклу, а у 13 такой звук из зоны неприятного ощущения переходил в зону нейтрального, либо приятного! Это свидетельствует о привитии хаоса и какофонии в душах молодых людей, о возникновении потребности в такой какофонии.

Доказано, что на нейрофизиологическом уровне рок музыка заглушает порог чувственных приемников, искажает и замедляет чувственно-моторные отклики на внешний сигнал, притупляет ощущения чувства образов, что приводит к дезорганизации мыслеобразов . Рок, как наркотик, мутирует души детей. В свою очередь, сформированная на рок-музыке душа, неистово жаждет новой встречи со своим кумиром – роком! Так возникает замкнутый порочный круг, из которого вырваться очень и очень трудно: год от года среди молодежи нарастает эпидемия наркомании, психических расстройств, убийств и самоубийств.

Сложившуюся ситуацию с молодыми людьми, воспитанными рок- культурой образно описывает Джон Постгейн: «Чем больше людей – тем больше вандалов, убийц и наркоманов… банды молодых людей начинают угрожать своему непосредственному окружению. Драмы «асфальтных джунглей» являют собой первые симптомы глобальной социальной неустойчивости… Кто они – эти обитатели городского «дна»? Я думаю, ответ ясен: это люди без каких любо идеалов, без цели… Ощущение бессмысленности жизни, духовной изоляции от окружающих и порождает в столь небывалых размерах наркоманию, преступность среди молодежи».

С точки зрения христианского учения такие процессы в общественной жизни определяются как всеохватывающая дегенерация человеческой сути, или сатанизм. К сожалению, очень многие еще надеются: весь этот кошмар связан с какими-то преходящими социально-экономическими факторами. Наши исследования вскрыли – деградация духовной сущности необратима.

Наиболее остро данную трагедию чувствуют художники и поэты. Невыносимую боль, остроту данной трагедии выражает в своих произведениях поэт-пророк Леонид Дербенёв. Его стихотворение «Я ходила по небу», озвученное музыкой Александра Морозова и блестяще исполненное Машей Распутиной на чувственном образно-символическом языке передает нам великую истину: человек «летающий» в духовном пространстве на крыльях Творца (творческого воображения – на языке психологии) неумолимо заканчивается.

«Как вчера небо синее-синее

Как вчера день прозрачный встает.

Только боль в сердце невыносимая

Мне сегодня дышать не дает.

 

Как нелепо все вышло, нелепо,

Как внезапно померкла заря.

Лишь вчера я ходила по небу

А теперь под ногами земля.

 

С каждым часом все трудней

С каждым часом все больней

Отвыкаю от тебя, отвыкаю я.

Об одном тебя молю

Просьбу выполни мою

Не смотри так на меня неприкаянно.

 

Как нелепо все вышло, нелепо

И себе говорю я опять

Для чего мне теперь это небо

Если я разучилась летать.

Для чего мне теперь это небо

Если я разучилась летать…»

 

Слушая эти слова, я остро чувствую: «разучиваясь летать» на крыльях духовной волны мы сразу же падаем в низины распада межличностной матричной чувственности, распада коллективного душевно-духовного пространства. И тут меня осенило, что дух этой общности и есть то божество, которое «по образу и подобию» творит нашу истинную коллективную богочеловеческую сущность.

И это есть тот феномен соборности (собранности) народа, о котором столько сказано русскими философами.

Воспламениться в свете коллективной чувственности, выстроить на этой основе храм духовного коллективного сознания, объединить разрозненное в логическую духовную связь времен, стать в богооткровенной мудрости – вот краеугольный камень учения Сына Человеческого – Иисуса Христа.

Теперь мне стала понятной катастрофичность эгоцентрической устремленности современной «общечеловеческой цивилизации». Я вдруг осознал всю глубину высказываний известного психиатра, мыслителя, писателя В. Леви, о потрясающих контрастах между научно-техническим взлетом гения человеческого и катастрофическим безумием, охватившем нас изнутри. Я осознал истоки всепоглощающей шизофренизации современной цивилизации – диагноз, который ставит В. Леви и который уже невооруженным взглядом показывает жизнь. Теперь я понял, почему в цивилизации началась «памжа», которую наиболее остро чувствуют такие мудрецы как Иван Васильев: “За эти два года понял две истины: первая - то, что случилось, должно было случиться, и вторая - случилось не только у нас, случилось во всем мире. Начинается памжа. Народами овладела ярость, злоба расползается по планете. Народы нравственно деградируют, личность дичает и разрушается. Технократы кричат об успехах технотронного века, интеллектуалы - гуманитарии – о приоритете «эго» перед государством и народом. Технотроника и одичание. Куда мчится человечество, к какой цели? И есть ли она? Или высший разум гонит его в пропасть. Планета устала от раздражающего её человека и хочет сбросить с себя раздражителя? Или есть какие-то циклы: спокойствие сменяется ошалением, ошаление – успокоением? Не знаю. Прорицателей, как во все смутные времена, много. Ясно лишь одно: хомо сапиэнс не способен преодолеть вражду и войну, как один из способов регуляции численности биологического вида”. («Правда», 19 июля 1995г.).

«Гармония тоже чувство трагическое. Это ответ на трагедию, и она всегда должна быть. Но я думаю, что мне свойственна катастрофичность сознания. Я убежден, что нам угрожает серьезная опасность», - пишет Наум Коржавин с высоты своего более, чем 70-летнего воззрения на современную жизнь и в России и в Америке.

Так до боли я осознал: молодежь, утерявшая навыки духовного коллективного пения уже никогда не почувствует красоту высокого коллективного «полета». Ту красоту, которая держала нас в духовно-божественной выси. С тех пор в сердце и в мыслях моих звучит набат: Скорее! Как можно скорее успеть найти выход из той пропасти, в которой оказались многие, очень многие из нашей молодежи, многие, очень многие из нас взрослых.

И как всегда помог Господин Случай!

…Однажды в концертном зале имени П.И. Чайковского проходил фестиваль детского хорового искусства. На него приехали хоровые коллективы со многих городов нашей необъятной России. В заключении - свободный тысячеголосый хор. Дирижировал один из основоположников детского хорового искусства – народный композитор, академик Г.А. Струве . Более тысячи детей пели слаженно, вдохновенно, захватывающе.

Со сцены, из зала, из балконов неслись в пространство захватывающие мир наших чувств звуковые волны – волны великой гармонии человеческой души.

И вдруг конферансье объявляет: «Моя Россия» - Музыка Г.А. Струве, слова Нины Соловьевой. Зазвучали чарующие душу звуки, зазвучали чарующие душу слова!

«У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички.

У моей России голубые очи,

На меня Россия ты похожа очень.

 

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией.

В небе радуга цветная,

Нет земли красивей…»

 

Чем-то близко-родным, чисто-родниковым повеяло от этих звуков, от этих слов. Какой-то высокий и вечный чувственный отклик вызвали они в наших сердцах. Всеохватывающее переживание захватило меня, подступило к горлу и слезам.

А хор продолжал петь.

«Для меня Россия – белые березы,

Для меня Россия – утренние росы,

Для меня Россия ты всего дороже,

До чего на маму ты мою похожа!»

 

Я видел у многих и взрослых и детей на глазах слезы, слезы от переживания особо духовного единения от ощущения особой духовной высоты.

Я понял, других слов, другой музыки, которые бы смогли довести буквально до осязания и ребенка и взрослого дух России, дух матери – Родины, просто нет.

Воистину:

«…Как много в этом звуке для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось».

 

Эти слова, эти звуки оказались своеобразным куполом, завершающим то духовное строение, которое ковалось в чувствах россиян тысячелетиями. Ковалось в недрах наших чувств такими духовными понятиями, как «Родина – Мать», «Отечество», «Россия» и т.д.

Но как проверить истинность своего субъективного переживания! Ведь обязательно найдутся взрослые, которым эта песня, эти слова могут оказаться чужеродными. И они обязательно начнут защищать свое эгоистическое право: кто на «общечеловеческую», т.е. наднациональную музыку (читай как отупляющие национальные чувства тяжелый металл и рок), кто на эротику и порнографию, кто на сексопатологию и т.д. И всегда борьба за приоритет права «эго», права «меньшинств».

К сожалению, все эти «защитники прав» никогда не ставили приоритет самого главного, единственного права перед всеми «правами взрослых» -приоритет права ребенка на нравственное, творческое и здоровое развитие! Ни у одного взрослого (если он конечно не шизофреник) нет, и не должно быть никакого права перед этим правом ребенка. У всех взрослых может и должна быть перед такими правами ребенка только обязанность и ответственность (моральная и уголовная!).

В век реально свершившегося и все более и более захватывающего цивилизацию феномена «расчеловечивания» (шизофренизации) человека (и об этом сегодня много пишут видные специалисты в области психиатрии) нам остается либо каленым железом выжигать такие права, либо найти, наконец, подлинную матрицу оценки «общечеловеческих» ценностей. Но давно, уже давно торжествует «упакованное» в привлекательные упаковки «общечеловеческих ценностей» другое сатанинское право: шизофреник не успокоится, пока не сделает всех себе подобными, т.е. шизофрениками.

В противном случае, секс и эксгибиционизм (страсть шизофреников к демонстрации полового акта и своих половых органов, которая начинается со страсти к лобызанию в общественных местах) все более и более будет трагической эпидемией захватывать инстинктивные чувства наших детей (хотя эта тема для отдельного разговора).

А пока мы пытаемся найти, наконец, истинную матрицу подлинной оценки общечеловеческих ценностей. И такой матрицей может быть только психоэмоциональное самочувствие ребенка, его нравственное, психическое и физическое развитие и здоровье. Сегодня всё, что мир взрослых приводит в соприкосновение с чувствами ребенка, должно быть сотни раз проверено по этим тестам. И это легко сделать. Достаточно любой маме и папе регулярно записывать сны, собирать и анализировать рисунки ребенка, и хотя бы периодически вести дневник наблюдения за ним, и много, очень много откроется из того, что было сокрыто. Откроется и станет понятно, как влияет на внутренний мир ребенка все то, что сегодня обрушивается на детей с экранов телевиденья, все то что «понатащили» взрослые в школы под флагом педагогических инноваций.

Именно с этих позиций мы и решили проверить каков психоэмоциональный статус наших малышей при всем том, чем окружил их сегодня мир взрослых и как повлияет на него хотя бы периодическое прослушивание и пение «Моей России». Такие исследования проведены в целом ряде детских садов в Московской, Пермской областях и республике Коми. В работе участвовали психологи, воспитатели и музыкальные работники детских садов. Исследование заключалось в изучении психоэмоционального состояния детей на протяжении двух недель до разучивания и систематического коллективного пения «Моя Россия» и спустя 1 месяц после начала такой работы. Изучалась структура рисунка (тест «Моя родина», «Моя семья»), снов, особенности поведения.

С помощью специальных программ анализировали состояние воображения, духовное переживание времени и пространства, присутствие и степень выраженности у детей тревожности, страхов, проявления агрессивности, эгоизма, либо, наоборот, уверенности и умиротворения, добра, любви, и альтруизма.

В целом получены убедительные данные, которые переводят субъективные «плюралистические» мнения в плоскость объективных фактов.

Подробности и детальное обсуждение полученных по многим детским садам данных – предмет монографического издания. Здесь остановимся на принципиальных выводах.

Во-первых, обращает на себя внимание тот факт, что у 70-80% «современных» детей выявляются те, либо иные проявления одиночества, тревожности, страха, агрессии. Для таких детей характерно своеобразное негативно-депрессивное ощущение и отношение к внешнему миру. В душах детей доминируют ужастики, скелеты, черти, «лед» в глазах взрослых, «стреляющие глаза» родителей (иногда воспитательниц), и огромные когтистые руки и т.д.

В своих снах все чаще дети пытаются бежать от преследующих опасностей, но ноги вдруг отказываются им подчиняться. Все чаще вместо свободного полета в пространстве дети почему-то начинают «падать» в пропасть.

И все это говорит об угасании способности к волевым усилиям, к одухотворенному воображению к ощущению и переживанию красоты жизни.

Безусловно, уже эти факты должны взорвать стереотипы и родителей и государственных деятелей. Речь идет о том, что мир взрослых с его «общечеловеческими» ценностями окружил детей бездуховной разрушающей души детей социальной видео и аудио средой.

Речь идет о том, что мир взрослых превзошел все мыслимые пороки бездуховности, в пределах которого уже невозможно полноценное воспроизводство духовно-нравственных потенциалов новых поколений народа. Речь идет о том, что мы воспроизводим и формируем с раннего детства уже душевнобольное поколение!!!

Во-вторых, вскрыто универсально-целительное воздействие на душевный мир ребенка – участие его в систематическом хоровом пении совершенной в слове и звуке песни «Моя Россия». И воспитатели, и музыкальные работники просто были потрясены от создания своего «открытия».

Дети начали меняться с первых дней разучивания и коллективного пения «Моя Россия». Что-то новое, очищающее глубоко проникало и откладывалось в их чувствах. Что-то новое одухотворенное прорастало в их душах!

Несколько неожиданным для многих является то, что под влиянием систематического хорового пения не только улучшался психоэмоциональный статус детей, но и то, что они стали лучше развиваться и меньше болеть!!!

И ярче об этом, чем сами воспитатели и музыкальные работники мне не выразить. Для примера приведу некоторые положения из «Отчета» музыкального руководителя ДОУ №98 АО «СЛПК» Стрельниковой Валентины Леонидовны, представленный в Республиканскую межведомственную научно-исследовательскую медико-педагогическую лабораторию «Здоровье, раскрепощенное развитие детей» (г. Сыктывкар), в котором многие годы мне оказана честь быть научным руководителем (рук. лаб. – Р.С. Ермакова – царство ей небесное).

"Мы живем в северном городе Сыктывкаре - столице республики Коми. Детский Сад наш N 98, называется "Дружные ребята".

Несколько лет назад с введением кружковой работы, мы создали хор, в котором занимаются дети от 4 до 7 лет, целью которого является привитие любви к песне, хоровому исполнительству...

...И вот однажды, в апреле 1997 года, лаборатория "Здоровье и раскрепощенное развитие детей подростков" предложила работу по проблеме "влияние музыкально-гармонического чувства на духовно-психическую сферу ребенка" доктора медицинских наук, профессора Базарного В.Ф. Для решения поставленных задач была предложена песня Г. Струве на слова Н. Соловьевой «Моя Россия». Задача заключалась в том, чтобы проследить влияние гармонического чувства на духовно-психическую сферу ребенка.

Работа над песней продолжалась около месяца. Началась она с беседы о том, что такое Родина. Ответом на этот вопрос были рисунки детей с комментариями. Вот некоторые из них:

Стас: «Родина- это место, где мы живем. Мне нравится моя Родина. Там есть машина – мусорка. Мне интересно, мне интересно как выгружают и загружа­ют бочки с мусором. Летом я бываю на даче, там хожу к ручейку и набираю во­ду, чтобы делать чай. Я хочу полететь на луну, посмотреть, как летают иноплане­тяне.» (Цвета: черный, зеленый, синий).

Женя: «Родина – это город, где ездят поезда, есть дома. В домах люди живут с собаками и котами. По дорогам ездят машины, и светофоры есть. В магазинах продают магнитофоны». (Цвета: черный, зеленый).

Дима: « Я думаю, что Родина – это место, где можно жить. У всех она назы­вается по – разному. Наша Родина – Россия. И в этой стране есть разные города: Нижний Чов, Сыктывкар, Ульяновск… Я живу в Эжве. И там есть разные птицы. Это мне нравится. Я люблю, когда папа на работе чинит трактора. И светофор нужен для порядка в городе и чтобы автобусы не сталкивались. Дома нужны, чтобы в них жить с друзьями и с мамой, папой. Когда я вырасту я буду щофером и куплю себе мотоцикл "Ява". (Цвета: коричневый, зеленый, красный, оранже­вый, малиновый, синий, желтый).

Ксюша: "Родина – это много разных городов с высокими домами и много­ – много людей. А летом, когда жаркий день, я езжу на дачу и катаюсь на велосипеде.

Зимой мы тоже ездим на дачу, чтобы убирать снег и брать картошку. Больше всего я люблю осень, когда красивые деревья и много – много ягод и грибов." (Цвета: зеленый, коричневый, красный, желтый, оранжевый).

Представление о Родине у большей части детей не выходило за пре­делы места, где живет с близкими людьми: мамой и папой. Цветовая гамма скудная, много темных оттенков (Рис. 6,7)

 

Началось формирование образа собирательного. Родина – Россия величе­ственный, сказочный, добрый, богатый, сильный художественный образ...

...Следующим этапом стало постепенное разучивание песни. Сначала мы разучивали мелодию с несколькими детьми индивидуально и спели для хора. Во­кал в припеве вела воспитательница. Двух голосовое пение поразило детей. Им удивительно то, что они сами могут петь на два голоса. И еще я увидела слезы в их глазах. Дети плакали. Спрашиваю Лену: "Что случилось?" На лицах смущение, объяснить не могут, чувствую, что причина в услышанной песне "Моя Россия", в музыке Г.Струве, в словах Н. Соловьевой.

Песня тронула душу детей. Им захотелось узнать об авторе. Показываю портрет. Дети смотрят на композитора с благодарностью и уважением за краси­вую мелодию. А слова? Какие они красивые! Такие стихи может придумать очень добрый человек с красивой душой и большим сердцем. Дети соглашаются со мной.

Кто же это? Дети узнают, что это женщина Нина Соловьева. Жаль, что не видим ее лица, нет у нас портрета, но дети уверены, что она красивая женщина с добрыми глазами и светлыми волосами. Я еще раз называю авторов. Сомнений нет, мы будем учить эту песню. Сделаем подарок к выпускному утреннику и всем детям Эжвы 1 июня – в день Защиты детей. И у всех желание – научиться петь двухголосно.

Трудно, но очень интересно, потому что красиво.

Выше уже сказано, что занятия проводились 1 раз в неделю, но теперь им хотелось петь чаще. По просьбе детей я сделала фонограмму сопровождения. По­явилась возможность петь в группе, песня запоминалась быстрее. На занятиях мы старались больше работать над вокально-хоровыми навыками, потому что текст дети закрепляли в группе, отмечу, что в хоре занимались не самые талантливые дети, а все кто хотел научиться петь, поэтому не все звучало гладко...

...Работа над песней продолжалась около месяца. Наступил день выступле­ния. Сколько волнений в детских глазах. Чувствую, что волнуюсь сама, и это передается детям. Лица детей полны радости, гордости. В глазах искорки любви к ­прекрасной музыке и словам. По всему видно, что их радует все: красиво сшитые костюмы для хора, красочные сцены, красивая музыка. Кажется, что дети стали выше ростом, красивые, уверенные в своих силах, они рады видеть в зале своих сверстников, мам, пап, бабушек и дедушек. Все слушают как льется хоровая музы­ка – верный друг, которая поможет сделать жизнь яркой, интересной, не оставит в трудную минуту. Работа над песней закончена, она живет в душе ребенка.

Теперь снова предлагаем нарисовать Родину – Россию после разучивания песни. Краски яркие, светлые. В рисунках больше света, тепла и радости. Пред­ставления о России они описали в рассказах.

Ксюша: Родина – это страна, где много полей, цветов, городов, рек, озер и лесов. Самое прекрасное дерево в России – это береза: она дает людям тепло и кра­соту, птичкам – еду: всяких букашек и жуков. На полях много хлеба, а над полями летают бабочки и звонко поют птицы. Там работают люди. Они собирают хлеб и разные овощи на зиму. В лесу растут грибы и ягоды. Наша Родина – богатая стра­на. Она очень большая и добрая.

Дима: Россия такая страна, где бывает лето, зима, весна и осень. Я люблю её за то, что она приносит мне цветы, тепло, добро и похожа на маму, потому что очень красивая. Много воздуха и жизни. Я мечтаю плавать в море или речке и видеть разные города и людей русских, английских, африканских и других ин­тересных людей. Мою Россию я люблю как маму.

Стас: Я люблю, когда светит солнце и идет грибной дождь, летают и поют разные птицы. Люблю за ними наблюдать и кормить хлебом. Я мечтаю быть главным капитаном на большом российском корабле и доставлять всякие мор­ские вещи из затонувших кораблей. Хочу, чтобы Россия стала красивее и богаче, чтобы у мамы появились красивые платья и сундук с драгоценностями.

Витя: Россия стройная как береза, у нее длинные, светлые косы и голубые глаза. Это голубые озера. Голубая кофточка – это небо, и юбка земля с травкой и цветами. Она ходит по дорожке и дарит людям радость, добро, счастье и краси­вую природу.

В рисунках детей появилось больше светлых, ярких красок. Их рассказы о России наполнены добротой, любовью к своей земле. Они хотят, чтобы Россия была богатой, и оставалось всегда красивой и доброй (Рис. 8, 9)

 

Так, музыка, живопись, литература формируют мировоззрение детей.

Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:

1). "Глубинная" работа над песней " Моя Россия" убедительно показала, как песня помогает развивать воображение, фантазию, творчество.

2). Музыка помогла пробудить душу детей. Она научила заботиться друг о друге, волноваться, если кто-то из детей болел и не мог посещать занятия.

3). Чистой радостью и тихой гордостью отзывались в их сердцах похвала за хорошее исполнение песни, а это значит, что ребенок научился уважать самого себя. Без самоуважения нет нравственной чистоты и духовного богатства лич­ности.

4). Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко все­му прекрасному, доброму и порой убеждает сильнее другого любого источника.

5). Пение оказывает благотворное влияние на детский организм: помогает­ развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.

6). В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

7). Стало очевидным, что проводимая работа в детском саду должна быть подкреплена работой в семье. Одним из результатов работы является изменение отношения родителей к пению дома. Если в начале у многих родителей отноше­ние носило потребительский характер, то в следующем углубилось понимание роли песни в жизни ребенка, влияющий на формирование эстетических вкусов, взглядов, представлений.

Отмечаются сдвиги в процессе нашей работы. В оценках родителей фиксируется внимание на личности воспитателей, музыкального руководителя, на их педагогической компетентности. Это связывается с реальными результатами в воспитании собственных детей.

8. «Веселинки» успешно выступает на всех конкурсах района и в городе Сыктывкаре.

9. Результатом нашей совместной работы стало то, что 12 из 25 участников хора успешно сдали экзамены в музыкальную школу и продолжают занятия по музыкальному образованию, занимаются в различных хоровых коллективах».

 

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Первое. Получены данные о положительном оздоравливающем влиянии детского коллективного пения вообще и песни Г. А. Струве на слова Н. Соловьевой «Моя Россия» на душевно-духовный мир ребенка. Эта песня как искусный невидимый художник наносит в глубины чувств ребенка самые светлые, чистые, полные любви образы своей Родины – России. Эта песня закладывает краеугольный камень в основы детского мироощущения, закладывает концептуальные принципы духостроительства – принципы всеобщей любви, почитания и одухотворенного восхищения красотой и смыслом бытия. Закладывает образно-чувственную слитность матери и Родины, закладывает неразделимую к ним беззаветную любовь.

Второе. Из уст чиновников мы часто слышим: у нас законы по защите прав ребенка хорошие, но нет механизмов их реализации. Как показали проведенные исследования¸ организация детского хорового пения, организация детских хоров в каждом образовательном учреждении Российской Федерации, систематическое пение в них «Моя Россия» - один из фундаментальных механизмов реализации базовых положений закона РФ «Об образовании», и в частности, ст. 2, отражающей принципы государственной политики в области образования. Это приоритет жизни и здоровья человека, свободной развитой личности. Это воспитание гражданственности и любви к Родине.

И свое последнее слово о «механизмах» реализации многих законов РФ, защищающих приоритет всестороннего развития нравственной, свободной и здоровой личности в образовательных учреждениях должны сказать миллионы мам и пап, бабушек и дедушек. За ними – социальный заказ перед образовательными учреждениями. За ними – последнее слово и контроль за методикой воспитания детей. За ними – всеобъемлющий контроль, как развиваются дети под влиянием очередной педагогической «реформы», под влияние очередной педагогической «инновации».

И опять-таки, на это четко нацеливает миллионы родителей закон РФ «Об образовании», закрепляющий активное участие в управлении образовательным процессом, за родителями, объединенными в Управляющий совет образовательного учреждения.

И только Управляющие советы образовательных учреждений (города, района), а не извращенцы из Министерства образования и даже Государственной Думы могут и должны решать: нужно ли детей просвещать в области сексуальных знаний, учить на основе творческого мышления, или клипового биомашинного кода типа ЕГЕ и т. д.

И только Управляющие советы образовательных учреждений могут и должны вменить в задачу образовательного учреждения нравственное, физическое и художественное развитие ребенка в духе национальной культуры, в духе патриотизма и любви к своему Отечеству, в том числе с помощью действительно нравственной и духовно ориентированной песни «Моя Россия».

Известно, как массово деградируют современные молодые люди от наркотиков. При этом лучшие светские центры целительства излечивают в пределах 10-15%. И только один комиссар добился почти 100% исцеления от наркотиков в китайской колонии. И добился он такого результата с помощью коллективного пения (!!!) Сколько нам нужно еще загубить душ, чтобы в каждом дошкольном и школьном образовательном учреждении все дети были вовлечены в коллективное пение?

И последнее: а задумывался ли кто по-настоящему из взрослых: какое универсальное целительное средство все чаще рекомендуют в психиатрических лечебницах душевно больным взрослым? «Музыкотерапия»! «Вокалотерапия»! Но самым эффективным средством, оказывается, является «Терапия с помощью хорового пения»!

Господи! Как же нужно было пасть миру взрослых, что отобрать из образа жизни детей, и особенно из образа школьной коллективной жизни то, что спустя многие годы психиатры будут вынуждены прописывать по рецептам: лечебная терапия с помощью народной музыки и хора.

А пока читаем: «Бомба замедленного действия», - так определяет международное сообщество состояние психического здоровья детей… Европейская конференция ВОЗ на уровне министров по охране психического здоровья, проходившая в Хельсинки, отметила, что около 2 млн. молодых людей в Европе страдают психическими расстройствами. Из письма Министерства образования РФ (№22011-12 от 22.02.1999): спустя только первый год обучения у 60-70% малышей выявляются пограничные психические нарушения.

«Тот, кто умудрился безэмоционально и безразлично пережить в себе всё, стоит на пороге шизофрении и душевного распада…» (А.А. Ухтомский).

Учитывая, что душевный мир ребенка все больше и больше захватывают страхи, тревожность, чувство одиночества и отверженности, приближая тот самый таинственный Час Х, я, как гражданин и врач, настойчиво рекомендую в каждое образовательное учреждение России одно из самых универсальных целительных эликсиров жизни – всеобщее коллективное пение. И это законодательно должно быть включено в базовый учебный план.


 

Комментарии